• Международное высшее образование
    № 109 (2022)

    Авторы номера анализируют нобелевскую статистику в высшем образовании; знакомят с заявлением, выпущенным по результатам прошедшего в 2021 году международного саммита по вопросам образования; делятся наблюдениями об отношении к профессиональной этике в академической среде и о соответствующих стратегиях работы в разных частях света.

    Обзор высшего образования США посвящен международной конкуренция за лучшие кадры, рискам использования агентств по привлечению абитуриентов и анализу траекторий развития коммерческих вузов в США.

    В рубрике «Государственное и частное в высшем образовании» представлен анализ различий между подходами к образованию в Аргентине, Вьетнаму, Германии, Египту и Румынии.

    Материалы номера знакомят читателей с новой классификацией европейских вузов, которая поможет лучше понять, как устроено европейское высшее образование; размышляют о влиянии двухвариантной модели отбора абитуриентов и финансирования вузов на развитие высшего образования в России и в других странах бывшего СССР; описывают ряд изменений в научном сотрудничестве между Австралией и Китаем.

    Институт институциональных исследований НИУ ВШЭ издает русскоязычную версию ежеквартального информационного бюллетеня International Higher Education Бостонского колледжа (США) – «Международное высшее образование» с 2014 года.

    В каждом номере бюллетеня представляются результаты наиболее интересных эмпирических исследований, а также мнения ведущих специалистов по актуальным вопросам в области изучения и развития высшего образования.

  • Международное высшее образование
    № 108 (2021)

    Авторы выпуска знакомят с факторами, влияющими на позицию женщин среди представителей высшего руководства вузов; в связи со сменой курса китайской политики, рассуждают о будущем американо-китайского научного сотрудничества; анализируют глубинные системные риски в современной системе международного высшего образования, а также влияние пандемии COVID-19 на  различные феномены в рамках системы высшего образования.

    Обзоры высшего образования Африки и Латинской Америки затрагивают проблемы рассогласованности между университетами и рынком труда в Кении, трудности в сотрудничестве с африканской академической диаспорой, описывают ряд изменений, которые необходимы для трансформации государственных вузов в Латинской Америке и знакомят с преимуществами и ограничениями выборной системы ректоров в Бразилии.

    Вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров остро стояли на повестке дня и до начала пандемии COVID-19, но она сделала их еще более злободневными. В этом номере авторы подробно анализируют роль технического и профессионального образования и обучения, знакомят с альтернативой университетскому образованию в Германии.

    Рубрика «Страны и регионы» знакомит с опытом Ирландии в части реформы бесплатного высшего образования и с проблемами работников профессуры многих арабских стран, где многие профессора вынуждены работать за низкую зарплату и без гарантий занятости.

    Институт институциональных исследований НИУ ВШЭ издает русскоязычную версию ежеквартального информационного бюллетеня International Higher Education Бостонского колледжа (США) – «Международное высшее образование» с 2014 года.

    В каждом номере бюллетеня представляются результаты наиболее интересных эмпирических исследований, а также мнения ведущих специалистов по актуальным вопросам в области изучения и развития высшего образования.

  • Международное высшее образование
    № 107 (2021)

    В номере авторы обсуждают ряд вопросов, которые актуальны в международном сообществе, анализируют принцип работы рейтингов в исследованиях о высшем образовании, размышляют о перспективах бесплатного высшего образования, перечисляют проблемы и сильные стороны вузов, находящихся в семейном владении, а также знакомят с базовыми принципами новой Великой хартии университетов (проект которой был составлен в 2019 году, доработан в 2020-м и официально опубликован в июне 2021 года).

    В рубрике «Студенты» представлены результаты проведенного исследования об обучении студентов по STEM-специальностям в разных странах, а также анализируются проблемы и альтернативы студенческих опросов.

    В обзоре региональных практик изложено мнение авторов о роле Китая в глобальном высшем образовании и о его будущих взаимоотношениях с другими странами, о влиянии пандемии COVID-19 на высшее образование и науку в университетах  разного ряда стран Африки и Европы,  об особенностях  шотландской науки — сочетании первоклассного качества и единой стратегии по развитию исследовательского сектора, о финансировании научных институтов в Германии, о системе технологических институтов Индии (IIT), расширение которой может привести к падению высоких стандартов качества образования.

  • Международное высшее образование
    № 106 (2021)

    Авторы  выпуска знакомят с результатами рейтинга Times Higher Education (THE) за 2021 год, с последствиями недофинансирования системы подготовки аспирантов,  с показателями доступа к высшему образованию и рассуждают о роле цифровизации в высшем образовании,  а также предлагают пересмотреть   международное высшее образование таким образом, чтобы воспитание в студентах ответственных граждан мира стало бы одной из его ключевых задач.

    Рубрика «Национальные стратегии интернационализации» знакомит читателей с перспективами интернационализации высшего образования в Германии, с новыми образовательными политиками ЮАР и Индии.

    В номере обсуждается влияние Брекзита на британскую иммиграционную политику и высшее образование в вузах; международная программа обмена имени Тьюринга, запуск которой запланирован на сентябрь 2021 года; опыт, полученный в ходе российского Проекта 5–100, а также влияние демографических изменений в России на доступ к высшему образованию.

    Обзор высшего образования Китая посвящен результатам опросов ремигрантов из Японии, Канады и Гонконга, а также описывает ряд инициатив, направленных на подготовку студентов к условиям постпандемийного мира.

    Авторы рубрики «Страны и регионы» знакомят читателей с тенденциями развития коммерческого высшего образование в Латинской Америке, с последствиями массовизации и приватизации университетов и колледжей в Индии, с итогами 10- летней реформы польской науки.

  • Международное высшее образование
    № 105 (2021)

    Материалы выпуска рассказывают о влиянии пандемии на  неравенство в секторе высшего образования и науки — как среди студентов, преподавателей и вузов, так и между странами; знакомят с системными подходами к повышению качества преподавания и с примерами инструментов, связанных с обработкой рыночной информации в области высшего образования; анализируют  главные аспекты в отношениях между Китаем и большинством других стран в академической и научной сфере.

    В рубрике журнала «Изменения в области подготовки аспирантов» проанализированы ключевые тенденции в сфере подготовки аспирантов в разных странах мира, представлены результаты недавнего исследования о финансировании и обеспечении ресурсами аспирантуры в африканских университетах, обсуждаются причины низкой привлекательности аспирантуры в Японии.

    В номере представлен краткий обзор событий, произошедших в бразильском высшем образовании; анализируются последствия американских выборов для международного высшего образования; обсуждаются проблемы коррупции в академической среде, а также другие сомнительные практики в высшем образовании.

     

     

  • Международное высшее образование
    № 104 (2020)

    COVID-19 меняет мир, в том числе научный. То, что нам знакомо и привычно, уходит в прошлое и требует пересмотра. Все эти проблемы обсуждаются авторами в новом выпуске журнала.

    Пандемия — не единственная разрушительная сила, меняющая мир высшего образования.

    2020 год оказался также годом пробуждения и осознания проблемы расизма. Авторы номера размышляют   о движении #Black Lives Matter, где на переднем крае борьбы оказалось множество студентов со всего мира, которые стали ядром молодежных движений.

    В рубрике «Ключевые международные темы» анализируются результаты обучения и доверия общества к высшему образованию, обсуждаются проблемы филиалов американских вузов в условиях нарушения привычного образа жизни, а также роль руководства вузов в борьбе с дезинформацией и несправедливостью.

    Пандемия COVID-19 выявила потребность в эффективном международном сотрудничестве в сфере медико-биологических исследований и образования, в развитии программ студенческого обмена, и заставляет задуматься об одном очень важном вопросе: будет ли новый толчок развития внутренней интернационализации, особенно с учетом того, что в ближайшем будущем ограничения на передвижение наверняка останутся в силе?

    В номере авторы обсуждают качество преподавания в африканских университетах; знакомят со стратегией развития кадрового капитала во Вьетнаме и стратегиями китайских национальных проектов; а также анализируют доступность высшего образования в Индии.

  • Международное высшее образование
    № 103 (2020)

    Авторы номера размышляют о реалиях и тенденциях дистанционного образования в кризисные времена, а также о его возможных сценариях на будущее, о стратегии интернационализации в странах с низкими и средними доходами, и что нужно предпринять для оценки возможностей и рисков, связанных с международным сотрудничеством.

    Обзор высшего образования Китая посвящен внутренним барьерам в развитии интернационализации, новой программе по подготовке кадров (FEP) и китайской стратегии «Один пояс — один путь».

    В рубрике, посвященной частному образованию, представлен анализ количественного и качественного развития частного высшего образования в Юго-Восточной Азии, а также кто и как определяет политику в отношении частного высшего образования в разных странах.

    Материалы номера знакомят с результатами исследования «Европейский реестр высшего образования» (ETER), направленного на изучение структуры национальных систем высшего образования в Европе, а также с новым проектом реформы в области высшего образования Ирландии и турецком опыте расширения системы высшего образования.

    В разделе «Международные рейтинги» затронута тема конкуренции латиноамериканских университетов с другими вузами и анализируются факторы успешных показателей австралийских университетов в международных рейтингах.

  • Международное высшее образование
    № 102 (2020)

    Кризис, вызванный коронавирусом, радикальным образом изменил мир высшего образования, экономику и жизнь миллионов людей во всем мире. Университеты закрыты, занятия отменены или переведены в онлайн-формат. На международном высшем образовании непосредственно отражается то, что абитуриенты не могут сдавать вступительные экзамены, а международные студенты не могут поехать в зарубежные вузы или, наоборот, вернуться домой. Отменены международные программы обмена и конференции.

    Все эти проблемы обсуждаются авторами в новом выпуске журнала, а также представлены мнения экспертов в области высшего международного образования о последствиях корона вирусного кризиса в средне- и долгосрочной перспективе.

  • Международное высшее образование
    № 101 (2020)

    Авторы журнала анализируют непосредственные причины недавних беспорядков в Чили, Ливане, Индии, Гонконге и Каталонии, а также пытаются определить характеристики протестного движения в этих и в других странах.

    В номере продолжается обсуждение феномена международных филиалов вузов (МФВ): о причинах создания и существования МФВ, насколько МФВ инновационны и в чём их польза, останутся ли МФВ полезными и привлекательными для абитуриентов.

    В рубрике, посвященной международной мобильности, представлен анализ замедления темпа отъезда китайских студентов на учебу за границу и влияние этой новой тенденции на наиболее популярные среди китайских студентов англоязычные страны.

    Материалы выпуска знакомят с базовыми принципами Глобальной конвенции о признании свидетельств, относящихся к высшему образованию, которая была утверждена ЮНЕСКО в ноябре 2019 года, а также с результатами исследования All Around the World, направленного на изучение мер, принимаемых властями разных стран для сокращения неравенства в области доступности высшего образования и возможностей для его успешного завершения.

  • Международное высшее образование
    № 96 (2019)

    Авторы номера обсуждают наступивший кризис в мире научных публикаций, анализируют причины, влияющие на динамику развития мировой системы производства знаний, размышляют о будущем интернационализации, знакомят с проблемами международной студенческой мобильностью в Израиле.

    Приводятся результаты исследования научной мобильности в высшем образовании Италии: опрос был нацелен на выявление причин того, почему итальянские ученые уезжают за границу и, как правило, не возвращаются, а также на изучение их личного и профессионального опыта.

    Раздел «Языковые вопросы и роль английского языка» рассказывает о языковой политике в сфере высшего образования в Бразилии, Испании, Малайзии, Франции и ЮАР, о перспективах гибридной интернационализации в Корее, освещает результаты исследования «Англоязычные бакалаврские программы: интернационализация европейского высшего образования», проведенного Европейской ассоциацией международного образования (EAIE) и порталом StudyPortals.

    Обзор региональных практик посвящен образовательной реформе Японии, совместимости программы IB («Международный бакалавриат») и японского высшего образования, запуску новой стратегии по созданию университетов мирового класса, а также последствиям студенческих протестов в ЮАР 2015-2016 годов и кризису в южноафриканских университетах.

  • Международное высшее образование
    № 95 (2018)

    Новый выпуск предлагает читателям рассмотреть феномен интернационализации высшего образования в ретроспективе последних 25 лет и задуматься о будущем международного высшего образования. Возможности интернационализации для привлечения зарубежных инвестиций в науку и образование и усиления конкурентоспособности на мировом образовательном рынке рассматриваются на примере национальной стратегии Египта, а также малазийской модели международных филиалов вузов. Вниманию читателей также предлагается исследование тенденции к созданию за пределами США «американских» вузов и проблемы соответствия этого бренда качеству образовательных услуг.

    В разделе международных практик авторы нового номера рассматривают роль университетов мирового класса через призму концепции мирового общественного блага; поднимают такие актуальные для международного образования проблемы, как адекватность глобальных рейтингов в оценке качества образования, социальная интеграция беженцев в вузах Германии и других стран; знакомят читателя с программами развития африканской академической диаспоры; освещают новый взгляд британских вузов на международные партнерства в условиях Брекзита.

    В номере рассматривается тенденция частного высшего образования в Китае к консолидации через поглощения, анализируются причины и эффекты этого явления. Материалы выпуска знакомят читателей с африканскими семейными частными вузами — малоизученным, но обретающим всё большее распространение в Африке типом вузов.

    Обзор региональных образовательных практик посвящен индийской федеральной программе «Выдающиеся вузы», рассказывает о трудностях в создании вузов мирового класса в Индии и об уязвимом положении провинциальных вузов в индийской образовательной политике.

  • Международное высшее образование
    № 94 (2018)

    Движения #MeToo («Я тоже») и #Time's Up («Время вышло»), появившиеся за последний год, посвящены острому вопросу защиты женщин от насилия. В новом выпуске журнала авторы размышляют об образовательной пользе этих движений, о роли женщины в современном обществе, о гендерном неравенстве в оплате труда и перспективах карьерного роста.

    В номере продолжается обсуждение брекзита и его влияния на изменение ландшафта европейского высшего образования; также анализируется статус международного образования в Индии и Китае, описывается принцип работы учебных заведений нового типа в Канаде — «колледжей-проводников».

    Статьи повествуют об инклюзивной интернационализации и массовизации образования, знакомят с  результатами анализа научных журналов в области высшего образования и в области естественных наук.

    Обзор международных практик посвящен студенческой мобильности в Эфиопии, обеспечению качества высшего образования в Гане, академическому дрейфу в университетах прикладных технологий Китая, автономии и публичности университетов в России и конкурентным стратегиям вузов во Вьетнаме.

  • Международное высшее образование
    № 93 (2018)

    В связи с брекзитом, политикой Трампа, ростом в Европе националистических и анти- иммигрантских настроений, авторы нового выпуска обсуждают масштабный сдвиг в подходах к интернационализации высшего образования, а также анализируют, как спрос и предложение на высшее образование меняют направление и объем потоков международной студенческой мобильности.

    Номер журнала освещает результаты исследований по подготовке руководящих кадров для высшего образования и данные проекта Open Doors за 2017 год, обращает внимание на академическую коррупцию и распространение псевдоконференций, знакомит с новым определением международного филиала вуза, перечисляющего ключевые характеристики такого заведения, а также на основании информации от вузов и изучении данных из открытых источников, дает оценку факторов успеха МФВ.

    Большое внимание в выпуске уделено формам кредитования студентов и проблеме долгов по образовательным кредитам, анализу роли властей в укреплении доверия к частному образованию (на примере стран Африки, Мексики и Египта), созданию новых национальных рейтингов вузов в Индии.

    Обзор высшего образования Китая посвящен последним политическим изменениям в стране, финансовому росту китайских университетов за последние 20 лет и рекомендациям экспертов по реформе гуманитарного образования Китая.

  • Международное высшее образование
    № 92 (2018)

    Выпуск знакомит читателей со сходствами и различиями систем высшего образования Англии и США, анализирует причины возникновения неразберихи и эксплуатации в мире научной коммуникации, рассматривает новые тренды в области управления высшим образованием и примеры глобализации университетского руководства, рассказывает о причинах и факторах, влияющих на преобразование
    международных филиалов вузов (МВФ) в исследовательские университеты.

    Материалы номера освещают тенденции и новые аспекты интернационализации высшего образования Германии, США, Китая, Индии и Эфиопии, процесс подготовки административных сотрудников к ключевым ролям в сфере интернационализации, сохранение баланса между привлечением новых студентов и инвестициями. Авторами затронуты темы интеграции англоязычных курсов в университетскую жизнь Японии и процесса отбора абитуриентов в японских национальных университетах.

    Обзор региональных образовательных практик посвящен Рамочной программе по улучшению качества преподавания (TEF) в Великобритании и новой модели управления учреждений послешкольного образования в Уэльсе, созданию национальных вузов-лидеров Франции и исследованию под условным названием «академический захват регулятора», результаты которого указывают на конфликт интересов между государством и академическим миром в Восточной Европе.

     

  • Международное высшее образование
    № 91 (2017)

    В данном номере авторы анализируют роль высшего образования в современном обществе, проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Армении, Украине и республике Маврикий; рассказывают, с какими финансовыми трудностями сталкиваются  университеты Малайзии и Австралии; знакомят с опытом стран, которые недавно отменили плату за высшее образование; обсуждают новую концепцию бесплатного образования для нуждающихся.

    Обзор высшего образования в странах Африки посвящен международным рейтингам и научной миссии африканских университетов.

    Большое внимание уделено вопросам создания университетов мирового класса и массовизации высшего образования в Индии, условиям развития пакистанской науки, культурному предназначению передовых университетов Восточной Азии, созданию элитных вузов в китайском секторе высшего образования.

     

  • Международное высшее образование
    № 90 (2017)

    В номере авторы раскрывают ключевые моменты, которые влияют на студенческую мобильность в мире, обсуждают вопросы сохранения баланса между привлечением новых студентов и инвестициями, знакомят читателей с тенденциями возникновения  международных филиалов вузов, рассказывают о роли международных преподавателей на мировой академической арене в ХХl веке, о переосмыслении глобального взаимодействия и о многообразии аффилиаций Нобелевских лауреатов. Также в номере говорится о законодательных изменениях, которые могут угрожать свободе в демократических странах.

    Материалы выпуска поднимают проблемы ухудшения здоровья студентов в развивающихся странах и коррупции в общественных институтах Украины. Анализируется качество высшего образования в Эфиопии и Уганде. Обзор высшего образования Латинской Америки посвящен разработке нового рейтинга на примере Колумбии и активному расширению сектора частного высшего образования в Бразилии.

    Рубрика «Страны и регионы» знакомит читателей с фрагментарным характером регионализации высшего образования в Восточной Азии, с системой образования и уровнем отсева студентов в китайских вузах, с основными этапами развития высшего образования в постреволюционном Иране.

  • Международное высшее образование
    № 89 (2017)

    В связи с выходом Великобритании из Европейского Союза и с введением администрацией Трампа иммиграционных ограничений, в новом номере обсуждаются радикальные перемены в подходах к интернационализации высшего образования, влияние этих событий на академическую мобильность в Европе и США.

    Также авторы продолжают знакомить читателей с особенностями глобальных рейтингов университетов, рассказывают о новой модели академической работы в США,  анализируют проблемы в системе высшего образования Таджикистана.

    Обзор международных практик посвящен инициативе министерства образования Малайзии сделать "gap year" (паузу для творческого отпуска) неотъемлемой частью обучения в бакалавриате.  Анализируются  количественные и качественных показатели  научной продуктивности местных вузов и филиала Нью-Йоркского университета в Абу-Даби.

    Материалы выпуска рассказывают о многочисленных проблемах высшего образования в Южном Судане и о том, какие стратегии используют местные университеты, чтобы эти трудности преодолеть. Затронута тема гендерного неравенства среди студентов инженерно-технических программ африканских университетов, дается анализ развития высшего образования в Монголии, приводятся статистические данные по трансграничному онлайн-образованию в странах-лидерах по приему иностранных студентов,  освещаются текущие тенденции в секторе частного высшего образования Бразилии и перечисляются необходимые факторы для формирования новой системы высшего образования Колумбии.

  • Международное высшее образование
    № 88 (2017)

    В номере  обсуждаются тенденции и традиции интернационализации: роль международных университетов в арабском мире, оценка деятельности китайского вуза в Малайзии, новый этап развития трансграничного высшего образования в Индии, необходимость проведения дальнейшего развернутого анализа международной академической мобильности.

    Продолжается размышление авторов о выходе Великобритании из Европейского Союза и о трудностях, которые могут возникнуть у британских университетов. Также  в выпуске можно ознакомиться с новой британской  Рамочной программой по улучшению качества  преподавания (TEF) и как развивается христианское высшее образование в мире.

    Рубрика «Международные темы»  знакомит читателей со стратегией обновления академических библиотек, сопоставляет два метода мониторинга жизни выпускников вузов, представляет основные тезисы проведенного исследования по транснациональному образованию.

    Обзор высшего образования в Юго-Восточной Азии посвящен многообразию форм послешкольного образования в регионе, развитию высшего образования Мьянмы, слиянию и разделению образовательных министерств в Малайзии.

    Статьи из рубрики «Страны и регионы»  рассказывают о траектории развития университетов латиноамериканского региона, о новой процедуре аккредитации вузов в США, о роле политехнического образования в развитии Африки и о разногласиях в Японии, вокруг гуманитарных и социальных наук.

1-25 из 36